Для вас, родители






Из вопросов, поступивших в «Справочное бюро» «Грамоты.ру»:

  • Здравствуйте, у меня фамилия Осса, ударение на О, мне в дипломе написали Оссе, и теперь я должна делать экспертизу, которая стоит бешеных денег, чтобы доказать, что фамилия не склоняется.
  • Моя фамилия Погребняк. Это украинская фамилия, а они вроде как не склоняются. Некоторые люди склоняют мою фамилию, пишут Погребняка, Погребняку, Погребняком. Разве это возможно?
  • Моя фамилия Ерошевич, она польского происхождения (это точно известно). Меня интересует такой вопрос: склоняется ли моя фамилия. Моему родственнику (мужского пола) выдали аттестат, в котором фамилия была просклонена. И с этим аттестатом его никуда не брали. Говорили, что фамилия не склоняется. Учителя тоже говорят, что не склоняется, а на вашем сайте написано, что склоняется. Я в замешательстве!
Подобные вопросы не редкость в «Справочном бюро» нашего портала. Чаще всего их задают в мае–июне и в самом начале сентября. Связано это, конечно же, с тем, что в конце учебного года выпускники школ и вузов получают аттестаты и дипломы, а в сентябре дети идут в школу и начинают подписывать тетради. В аттестате и дипломе обязательно будет написано, кому он выдан (т. е. фамилия в дательном падеже), а на обложке тетради – чья она (т. е. фамилия в родительном падеже). И в тех случаях, когда фамилия учащегося оканчивается не на -ов (-ев), -ин (-ын) или -ский (-цкий) (т. е. не относится к так называемым стандартным), почти всегда возникает вопрос: надо ли склонять фамилию и если да, то как именно склонять? Именно с ним носители языка обращаются за помощью к лингвистам. А вслед за этим вопросом нередко следует и другой: «Как доказать, что фамилия склоняется?» или «Как отстоять право на несклонение фамилии?». Вопрос «Склонять или не склонять фамилию?» нередко выходит за рамки языкового, вызывая ожесточенные споры и приводя к серьезным конфликтам.
Разумеется, подобные вопросы поступают не только от учащихся, их родителей и преподавателей, их задают в течение всего года, но пики обращений к лингвистам – именно в мае–июне и сентябре, в связи с обострением данной проблемы в школах и вузах. Это не случайно: ведь именно в учебном заведении у многих носителей языка происходит первая встреча со специалистом – учителем русского языка, и требование педагога изменять по падежам фамилию, которая в семье всегда считалась неизменяемой, удивляет, раздражает и вызывает отпор. Подобные же трудности испытывают офисные работники (секретари, делопроизводители), которые сталкиваются с категорическими требованиями руководства не склонять склоняемые фамилии.
Опыт работы нашего «Справочного бюро» показывает, что законы склонения фамилий действительно неизвестны большому числу носителей языка (и даже некоторым филологам), хотя они приводятся во многих справочных пособиях по русскому языку, в том числе широкодоступных. В числе этих пособий – «Справочник по правописанию и литературной правке» Д. Э. Розенталя, стилистический словарь вариантов Л. К. Граудиной, В. А. Ицковича, Л. П. Катлинской «Грамматическая правильность русской речи» (3-е издание – под заголовком «Словарь грамматических вариантов русского языка»), «Словарь русских личных имен» А. В. Суперанской, исследование Л. П. Калакуцкой «Фамилии. Имена. Отчества. Написание и их склонение» и многие другие источники. Исследование запросов интернет-пользователей и мониторинг блогосферы позволяют сделать вывод: среди носителей языка распространено немало заблуждений относительно правил склонения фамилий. Вот главные из них: решающим фактором является языковое происхождение фамилии («не склоняются фамилии грузинские, армянские, польские и т. д.»); во всех случаях склонение фамилии зависит от пола носителя; фамилии, совпадающие с нарицательными существительными (Гроза, Жук, Палка), не склоняются. Немалое число носителей языка убеждены, что правил склонения фамилий так много, что запомнить их не представляется возможным.
Чтобы показать, что все эти представления не соответствуют действительности, приведем основные правила склонения фамилий. Они взяты из перечисленных выше источников и сформулированы нами в виде пошаговой инструкции, своего рода алгоритма, с помощью которого можно быстро найти ответ на вопрос: «Склоняется ли фамилия?».
Вот этот алгоритм.
1. Как сказано выше, склонение фамилий, оканчивающихся на -ов (-ев,), -ин (-ын), -ский (-цкий), т. е. так называемых стандартных фамилий, не вызывает трудностей у носителей языка. Нужно только помнить два важных правила.
А. Заимствованные фамилии на -ов, -ин, которые принадлежат иностранцам, в форме творительного падежа имеют окончание -ом (как существительные второго школьного склонения, например стол, столом): теория предложена Дарвином, фильм снят Чаплином, книга написана Кронином. (Интересно, что так же склоняется псевдоним Грин, принадлежащий русскому писателю: книга написана Грином.) Омонимичные русские фамилии имеют окончание -ым в форме творительного падежа: с Чаплиным (от диалектного слова чапля 'цапля'), с Крониным (от крона).
Б. Женские фамилии на -ина типа Смородина, Жемчужина склоняются двояко, в зависимости от склонения мужской фамилии (Ирины Жемчужины и Ирины Жемчужиной, Зои Смородины и Зои Смородиной). Если мужская фамилия – Жемчужин, то правильно: приезд Ирины Жемчужиной. Если же мужская фамилия – Жемчужина, то правильно: приезд Ирины Жемчужины (фамилия склоняется как нарицательное существительное жемчужина).
2. Теперь переходим непосредственно к так называемым нестандартным фамилиям. Первое, что нужно помнить: вопреки распространенному заблуждению, пол носителя фамилии далеко не всегда влияет на  склоняемость/несклоняемость. Еще реже на это влияет происхождение фамилии. В первую очередь имеет значение, на какой звук оканчивается фамилия – согласный или гласный
3. Сразу  опишем несколько групп несклоняемых фамилий. В современном русском литературном языке не склоняются русские фамилии, оканчивающиеся на -ых, -их (типа Черных, Долгих), а также все фамилии, оканчивающиеся на гласные е, и, о, у, ы, э, ю.
Примеры: тетради Ирины Черных, Лидии Мейе, Романа Грымау; диплом  выдан Виктору Долгих, Андрею Гретри, Николаю Штаненко, Майе Ли; встреча с Николаем Кручёных и Александром Минадзе.
Примечание. В разговорной речи и в языке художественной литературы, отражающем устную речь, считается допустимым склонение мужских фамилий на -ых, -их (в сценарии Черныха, встреча с Рыжихом), а также склонение фамилий украинского происхождения на -ко, -енко по склонению существительных женского рода на -а: пойти к Семашке, в гостях у Устименки. Отметим, что украинские фамилии такого типа последовательно склонялись в художественной литературе XIX века (у Шевченки; исповедь Наливайки; стихотворение, посвященное Родзянке).
4. Если фамилия оканчивается на согласный (кроме фамилий на -ых, -их, о которых говорилось выше), то здесь – и только здесь! – имеет значение пол носителя фамилии. Все мужские фамилии, оканчивающиеся на согласный, склоняются – это закон русской грамматики. Все женские фамилии, оканчивающиеся на согласный, не склоняются. При этом языковое происхождение фамилии не имеет значения. Склоняются в том числе и мужские фамилии, совпадающие с нарицательными существительными.
Примеры: тетрадь Михаила Бока, дипломы выданы Александру Кругу и Константину Королю, встреча с Игорем Шипелевичем, в гостях у Андрея Мартынюка, дочь Ильи Скалозуба, работа Исаака Акопяна; тетрадь Анны Бок, дипломы выданы Наталье Круг и Лидии Король, встреча с Юлией Шипелевич, в гостях у Екатерины Мартынюк, дочь Светланы Скалозуб, работа Марины Акопян.
Примечание 1. Мужские фамилии восточнославянского происхождения, имеющие беглую гласную при склонении, могут склоняться двояким образом – с потерей и без потери гласного: Михаила Заяца и Михаила Зайца, с Александром Журавелем и Александром Журавлём, Игорю Грицевецу и Игорю Грицевцу. В ряде источников предпочтительным признается склонение без выпадения гласного (т. е. Заяца, Журавелем, Грицевецу), т. к. фамилии выполняют в том числе юридическую функцию. Но окончательный выбор – за носителем фамилии. При этом важно придерживаться выбранного типа склонения во всех документах.
Примечание 2. Отдельно необходимо сказать о фамилиях, оканчивающихся на согласный й. Если ему предшествует гласный и (реже – о), фамилия может склоняться двояко. Такие фамилии, как Топчий, Побожий, Бокий, Рудой,  можно воспринять как имеющие окончания -ий, -ой и склонять как прилагательные (Топчего, Топчему, в женском роде Топчая, Топчей), а можно – как имеющие нулевое окончание со склонением по образцу существительных (Топчия, Топчию, в женском роде неизменяемая форма Топчий). Если согласному й на конце фамилии предшествует любой другой гласный, фамилия подчиняется общим правилам (Игорю Шахраю, Николаю Аджубею, но Инне Шахрай, Александре Аджубей).
5. Если фамилия оканчивается на гласный -я, которому предшествует другой гласный (напр: Шенгелая, Ломая, Рея, Берия, Данелия), она склоняется.
Примеры: тетрадь Инны Шенгелаи, диплом выдан Николаю Ломае, встреча с Анной Реей; преступления Лаврентия Берии, встреча с Георгием Данелией.
6. Если фамилия оканчивается на гласный -а, которому предшествует другой гласный (напр.: Галуа, Моруа, Делакруа, Моравиа, Эриа, Эредиа, Гулиа), она не склоняется.
Примеры: тетрадь Николая Галуа, диплом выдан Ирине Эриа, встреча с Игорем Гулиа.
7. И последняя группа фамилий – оканчивающиеся на -а, -я, которым предшествует согласный. Здесь – и только здесь! – имеет значение происхождение фамилии и место ударения в ней. При этом нужно запомнить всего два исключения:
А. Не склоняются французские фамилии с ударением на последний слог: книги Александра Дюма, Эмиля Золя и Анны Гавальда, афоризмы Жака Деррида, голы Диарра и Дрогба.
Б. Преимущественно не склоняются финские фамилии, оканчивающиеся на -а неударное: встреча с Мауно Пеккала (хотя в ряде источников рекомендуется склонять и их).
Все остальные фамилии (славянские, восточные и другие; оканчивающиеся на ударный и безударный -а, -я) склоняются. Вопреки распространенному заблуждению, склоняются в том числе и фамилии, совпадающие с нарицательными существительными.
Примеры: тетрадь Ирины Грозы, диплом выдан Николаю Мухе, лекция Елены Кара-Мурзы, песни Булата Окуджавы, роли Игоря Кваши, фильмы Акиры Куросавы.
Примечание. В склонении японских фамилий раньше наблюдались колебания, но справочные пособия отмечают, что в последнее время такие фамилии последовательно склоняются, а в «Грамматическом словаре русского языка» А. А. Зализняка несклоняемый вариант у Акутагава, наряду с несклоняемым у Окуджава, назван «грубым нарушением нормы».
Вот, собственно, и все главные правила; как видно, их не так уж много. Теперь мы можем опровергнуть перечисленные выше заблуждения, связанные со склонением фамилий. Итак, вопреки расхожему мнению: а) не существует правила «не склоняются все армянские, грузинские, польские и т. д. фамилии» – склонение фамилий подчиняется законам грамматики языка, и, если конечный элемент фамилии поддается русскому словоизменению, она склоняется; б) правило «мужские фамилии склоняются, женские нет» относится не ко всем фамилиям, а только к тем, которые оканчиваются на согласный; в) совпадение фамилии по форме с нарицательными существительными не является препятствием для их склонения.
Важно помнить: фамилия – это слово и, как и все слова, оно должно подчиняться грамматическим законам языка. В этом смысле нет разницы между предложениями Аттестат выдан Голод Ивану (вместо правильного Голоду Ивану) и Жители деревни страдали от голод (вместо страдали от голода), в обоих предложениях – грамматическая ошибка.
Следовать правилам склонения фамилий важно еще и потому, что отказ от изменения по падежам склоняемой фамилии может привести к недоразумениям и казусам, дезориентировать адресата речи. В самом деле, представим себе ситуацию: человек с фамилией Гроза подписал свою работу: статья Николая Гроза. По законам русской грамматики мужская фамилия, оканчивающаяся в родительном падеже ед. числа на -а, восстанавливается в исходной форме, в именительном падеже, с нулевым окончанием, поэтому читатель сделает однозначный вывод: автора зовут Николай Гроз. Сданная в деканат работа А. Погребняк приведет к поискам студентки (Анны? Антонины? Алисы?) Погребняк, а принадлежность к ней студента Александра Погребняка еще надо будет доказать. Соблюдать правила склонения фамилий нужно по той же причине, по которой необходимо соблюдать правила правописания, в противном случае возникает ситуация, аналогичная знаменитой «оптеке», описанной Л. Успенским в «Слове о словах». Авторы «Словаря грамматических вариантов русского языка» Л. К. Граудина, В. А. Ицкович, Л. П. Катлинская указывают: «Для словоизменения фамилий непреложным должен быть закон об абсолютной выводимости им. падежа фамилии из ее косвенных падежей».
Поэтому предлагаем вам запомнить азбучную истину № 8.
Азбучная истина № 8. Склонение фамилий подчиняется законам грамматики русского языка. Не существует правила «не склоняются все армянские, грузинские, польские и т. д. фамилии». Склонение фамилии зависит в первую очередь от того, на какой звук оканчивается фамилия – согласный или гласный. Правило «мужские фамилии склоняются, женские нет» относится не ко всем фамилиям, а только к тем, которые оканчиваются на согласный. Совпадение фамилии по форме с нарицательными существительными (Муха, Заяц, Палка и т. д.) не является препятствием для их склонения.

Литература:
  1. Агеенко Ф. Л. Словарь собственных имен русского языка. М., 2010.
  2. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Словарь грамматических вариантов русского языка. –3-е изд., стер. М., 2008.
  3. Еськова Н. А. Трудности словоизменения существительных. Учебно-методические материалы к практическим занятиям по курсу «Язык современной печати». Госкомитет печати СССР. Всесоюзный институт повышения квалификации работников печати. М., 1990.
  4. Зализняк А. А. Грамматический словарь русского языка. – 5-е изд., испр. М., 2008.
  5. Калакуцкая Л. П. Фамилии. Имена. Отчества. Написание и склонение. М., 1994.
  6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – 8-е изд., испр. и доп. М., 2003.
  7. Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. М., 2004.
В. М. Пахомов,
кандидат филологических наук


Учимся составлять звуковую схему слова.
Давайте попробуем разобраться, как правильно составить звуковую схему слова или звуковую модель слова. Данный вид работы мы также можем назвать звуко-буквенным разбором слова или фонетическим разбором.
Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слог.
Звуки, которые произносит человек, мы называем звуками речи. Звуки речи образуются в речевом аппарате при выдыхании воздуха. Речевой аппарат – это гортань с голосовыми связками, ротовая и носовая полости, язык, губы, зубы, нёбо.
Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, не встречая преграду. Гласные звуки можно долго тянуть, петь.
В русском языке гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Гласные звуки мы будем обозначать красным цветом
огда мы произносим согласные звуки, воздух встречает преграду (губы, зубы, язык). Одни согласные состоят только из шума – это глухие согласные. Другие – из голоса и шума. Это звонкие согласные.
Согласные также делятся на твёрдые и мягкие.
Твёрдые согласные обозначают синим цветом, мягкие – зелёным.
 

Слияние гласного звука с согласным мы обозначаем прямоугольником, разделённым наискосок прямой линией, где снизу закрашиваем согласный, а сверху гласный.
Сделайте из цветного картона или бумаги карточки, чтобы составлять слова. Также понадобятся карточки со знаком ударения и разделительной чертой.
Можно рисовать схемы в тетради в крупную клеточку. Ещё лучше совмещать оба вида работы.

 






Начинайте работу с простых слов – односложных или двусложных.
Итак, вы сделали карточки и готовы к занятию.
Подумайте, как заинтересовать ребёнка.
Может вы научите составлять слова куклу Машу или любимого зайку?
Или будете отгадывать загадки и составлять схему слова-отгадки?
А может быть слово (карточка или картинка) спрятаны и вы поиграете в игру “холодно-горячо”?
Очень хорошо, если вы придумали что-то интересное и появился стимул к работе.
Фрагмент занятия.
Отгадай загадку.
Сидит дед в сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
Давай, составим схему слова лук.
1. Делим слово на слоги.
Произносим с хлопком в ладоши – лук. В этом слове 1 слог.
2. Из каких звуков состоит слог?
Произносим протяжно л-у-к.
Первый звук – [л]. Это твёрдый согласный звук. Второй звук – [у]. Это гласный звук. Звуки [л], [у] сливаются вместе, получается слияние [лу]. Выбираем нужную карточку – слияние твёрдого согласного с гласным звуком.
Третий звук [к] – твёрдый согласный. Выбираем карточку для твёрдого согласного.
 

 
3. Обозначим звуки буквами. Звук [л] обозначаем буквой “эль”. Звук [у] – буквой “у”. Звук [к] – буквой “ка”.
Ударение в односложных словах не ставим. В слове один гласный звук, значит он ударный.
По программе “Школа России” нет обозначений звонкого и глухого согласного. Поэтому можно проявить фантазию и придумать свои обозначения для звонкого и глухого согласного. Например, в игре “Узнай звук” для обозначения звонкого согласного я выбрала колокольчик, а для глухого согласного – смайлик в наушниках. Картинки можно распечатать и использовать в схеме.
 

 Потренироваться давать характеристику звуку можно в игре.

Игра “Узнай звук”

Дать характеристику звуку вам поможет лента букв.

 


На ленте очень хорошо видно какие звуки обозначают буквы.
Например, буква “эн” обозначает два звука – твёрдый [н] и мягкий [н']. Поэтому прямоугольник двух цветов – синего и зелёного. Эти звуки звонкие, поэтому сверху – колокольчик.
Все звуки в верхнем ряду звонкие, а в нижнем – глухие.
Буква “жэ” обозначает один звук – твёрдый звук [ж]. Поэтому прямоугольник полностью синего цвета. Это звонкий звук.
Особое внимание надо обратить на йотированные гласные.
Буквы я, ё, ю, е могут обозначать два звука или один.
Если они стоят в начале слова или после гласного, они обозначают два звука:
я [й' а], ё [й' о], ю [й' у], е [й' э]
После согласного звука они обозначают один звук: я [а], ё [о], ю [у], е [э].
Составим схему слова Яна.
1. Делим слово на слоги.
Я – на
В этом слове два слога.
2. Первый слог – я. Это слияние двух звуков – [й'], [а]. Звук [й'] – мягкий согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние мягкого согласного и гласного звука.
3. Ставим разделительную черту после первого слога.
3. Второй слог – на. Это слияние двух звуков – [н], [а]. Звук [н] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Выбираем карточку – слияние твёрдого согласного и гласного звука.
4. Ставим ударение. Находим ударный слог. Говорим слово целиком, выделяя ударный слог. Ударный слог – первый. Чтобы ребёнок понял, что ударение поставлено верно, попробуйте поставить ударение и на второй слог.










5. Обозначаем звуки буквами.
Звуки [й'а] обозначают одной буквой – буквой я.
Звук [н] обозначают буквой “эн”.
Звук [а] обозначают буквой а.
Все условные обозначения звуков в статье взяты из программы “Школа России”. Но для нас самое главное, чтобы ребёнок научился давать характеристику звуку, умел работать с моделями. Если ребёнок научился давать характеристику звуку, то заменить обозначение не составит труда.
Теперь поработаем над составлением схем.
Ленту букв повесьте на видное место или держите перед собой.
 
Помним, что надо придумать что-то интересное, чтобы выбрать слово для анализа. Загадку мы уже брали, пусть теперь будет ребус, например.

 
Если ребёнок не умеет разгадывать ребусы, объясните как это делается. Сначала мы называем животное. Это морж. Составьте слово из разрезной азбуки или напишите. Две последние буквы убираем, на это указывают запятые. Остаётся – мо. Дальше нарисована роза. Составляем слово. Убираем последнюю букву. Остаётся – роз. Соединяем буквы вместе. Получается – мороз.
Обратите внимание на то, как произносится слово и как пишется. Объясните ребёнку, что в русском языке есть слова написание которых отличается от произношения. Такие слова надо запомнить или знать правило правописания. Эти правила изучают на уроках русского языка.
Мы будем составлять звуковую модель слова, поэтому произносим слово так: [ марос].
1. Делим слово на слоги: [ма - рос]. В этом слове два слога.
2. Первый слог – [ма]. Это слияние двух звуков: [м] и [а]. Звук [м] – твёрдый согласный, звук [а] – гласный. Находим карточку – слияние твёрдого согласного с гласным. Отделяем первый слог чертой.
3. Второй слог – [рос]. Вначале слышим слияние – ро. Первый звук – [р] – твёрдый согласный, второй звук – [о] – гласный. Находим карточку – слияние твёрдого согласного с гласным. На конце звук [с] – это твёрдый согласный. Ставим карточку.
4. Определяем ударный слог. Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог. Второй слог ударный. Ставим ударение.
5. Под схемой в квадратных скобках мы составим слово так, как мы его произносим, а ниже так, как пишем.
 


Разберём ещё один пример.


 
Напомните ребёнку, что запятые показывают, что надо убрать буквы в начале или конце слова. В данном слове две буквы в начале и две в конце.
ПЫЛЕСОС – ЛЕС
1. Делим слово на слоги. Это слово не делится. В нём 1 слог.
2. Произносим протяжно л-е-с. Первый звук – [л'] – это мягкий согласный. Второй звук -[э] – это гласный звук. Эти два звука образуют слияние  - [л' э]. Находим карточку – слияние мягкого согласного с гласным. На конце звук [с]. Это твёрдый согласный.
3. Ударение не ставим. Слог один, он ударный.
4. Составляем слово из букв. Звук [л'] обозначаем буквой “эль”. Звук [э] обозначаем буквой е, потому что она указывает на мягкость согласного. Мы говорили о том, что буква е обозначает 1 звук [э], если стоит после мягкого согласного звука. Звук [с] обозначаем буквой “эс”.


Несколько советов ,
 как сделать Интернет безопасным для ребят


1. Прежде чем позволить ребёнку пользоваться Интернетом, расскажите ему о возможных опасностях Сети (вредоносные программы, небезопасные сайты, интернет-мошенники и др.)и их последствиях.


2. Объясните ребёнку, что при общении в Интернете (чаты, форумы, сервисы мгновенного обмена сообщениями, онлайн-игры) и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.

3. Объясните ребёнку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т. д.), а также «показывать» свои фотографии.

4. Чётко определите время, которое Ваш ребёнок может проводить в Интернете, и сайты, которые он может посещать.

5. Помогите ребенку понять, что далеко не всё, что он может прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите его спрашивать то, в чём он не уверен.


6. Не позволяйте Вашему ребёнку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека.

7. Объясните ребёнку, что нельзя открывать файлы, полученные от неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или фото/видео с негативным содержанием.

8. Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных сообщений.

9. Контролируйте деятельность ребёнка в Интернете с помощью специального программного обеспечения.

10. Проверяйте актуальность уже установленных правил.
Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и развитию Вашего ребёнка.
     По материалам сайта http://librgaidar.net/safe-internet/councils-for-adults.html




РАБОТА НАД ОШИБКАМИ.

 
1.    БОЛЬШАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Выпиши это предложение правильно. Подчеркни большую букву в
начале предложения.
Например: Наш класс большой и светлый.
2.    ПРОПУСК БУКВ. ЗАМЕНА ОДНОЙ БУКВЫ ДРУГОЙ.   
Выпиши слово, подчеркни, в чём ошибся, раздели его на слоги. Например: коньки, конь-ки.

3.    ПРОПУСК ЗНАКА  ПРЕПИНАНИЯ.
Выпиши всё предложение правильно. Подчеркни знак, который пропустил.
Например: Как ты красива, Родина моя!
4. ПЕРЕНОС СЛОВ.
Выпиши слово, подчеркни, где была ошибка, раздели его на части для переноса.
 Например: ра - бочие, рабо - чие.
 ЗАПОМНИ: слова можно переносить по слогам;
нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить. Нельзя переносить на другую строку буквы Ь, Й, Ъ.
7. СЛОВАРНЫЕ СЛОВА.
Выпиши слово, где была ошибка. Подчеркни, где была ошибка. Запиши предложение с этим словом.
Например: Москва, Москва, Москва.
Москва - столица нашей Родины.

5. ПРАВОПИСАНИЕ СОЧЕТАНИЙ: ЖИ - ШИ. ЧА - ЩА. ЧУ - ЩУ.

Выпиши слово, подчеркни сочетание, где была ошибка. Придумай и запиши 2 слова на это правило.
Например: лыжи - камыши, мыши.
ЗАПОМНИ: ЖИ - ШИ - пиши с гласной И.
 ЧА - ЩА - пиши с гласной А.
 ЧУ - ЩУ - пиши с гласной У.
6. БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ.
Выпиши слово, подчеркни, где была ошибка. Припиши ещё 2 слова на это правило. Составь с этим словом предложение.
Например: Таня, Миша, Вера.
Эту девочку зовут Таня.
ЗАПОМНИ: имена людей, клички животных, названия рек, озёр, морей, океанов, городов, улиц, стран пишутся с большой буквы.
8. БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ.
Выпиши слово, подчеркни гласную, которую проверяем, выдели корень, поставь ударение припиши к нему проверочное однокоренное слово.
Например:  лесник – лес, перелесок
ЗАПОМНИ: чтобы проверить безударную гласную в слове, надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы на этот слог падало ударение.
9. ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА.
Выпиши слово. Подчеркни согласную, которую проверяем. Выдели корень. Напиши проверочное слово.
Например: сказка - сказочник
мороз - морозы
ЗАПОМНИ: чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо изменить или подобрать проверочное слово так, чтобы после согласной стояла гласная.
10. СЛОВА С МЯГКИМ ЗНАКОМ – ПОКАЗАТЕЛЕМ МЯГКОСТИ.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова с мягким знаком. Подчеркни мягкий знак.
Например: конь, руль, день;
                   коньки, угольки, деньки.
11. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ
Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на это правило.
Выдели приставку, подчеркни Ъ.
Например: подъехал,  съехал, съел, объявление.
Запомни: разделительный Ъ пишется после приставок,             оканчивающихся на согласную перед гласными Е, Ё, Ю, Я.
15. СЛОВА С БУКВОЙ Э.
Выпиши слово правильно. Подчеркни букву Э. Придумай и
запиши с этим словом предложение.
Например: этаж. Я поднялся на шестой этаж.
12. РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь.
Выпиши слово правильно. Запиши еще 2 слова на это правило.
Подчеркни Ь.
Например: вьются, листья, соловьи.
ЗАПОМНИ: разделительный Ь пишется после
согласных перед гласными Я, Ю, И, Е, Ё.
13. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни, где была ошибка. Раздели его на слоги. Составь с этим словом предложение.
Например: аллея, ал - лея. Дети посадили аллею Славы.
14. МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ.
Выпиши слово правильно. Подчеркни, где была ошибка. Запиши ещё 2 слова с этой гласной.
 Например: Лёня, нёс, тётя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий